Свой проект на младших курсах - чему учат на курсе альтернативных лабораторных работ по общей физике

16 Марта

В прошлом году запустился курс «Проектная деятельность в физическом практикуме» для студентов 1-3 курсов. Он задуман как замена лабораторного практикума для наиболее сильных и мотивированных студентов, желающих решать нестандартные экспериментальные задачи. В течение всего семестра студенты работают над собственным проектом, выполняя при этом наиболее важные лабораторные основного курса.

RA-6140_1000.jpg

В сентябре 19/20 учебного года кафедра общей физики МФТИ запустила курс проектной деятельности в лабораторном практикуме, который стал альтернативой обычному курсу лабораторных работ. Преподавать на этом курсе начали сотрудники кафедры, которые ранее помогали студентам в подготовке экспериментальных вопросов по выбору и в работе над задачами для Турнира физиков - Станислав Виноградов, Владимир Вановский, Сергей Жабин и Георгий Федоров. Цель курса - дать студентам возможность уже на младших курсах проделать мини-научную работу и создать свой проект. А членам команд МФТИ, участвующих в Турнирах Физиков, создать условия для эффективного совмещения учебы и подготовки к Турниру. Станислав Владиленович, зам. зав. кафедры общей физики, рассказал нам о курсе, зачем они его создали, и кто может принять участие.

Что такое альтернативный курс лабораторных работ

Это замена обычному курсу лабораторных, где упор делается на создание каждым студентом собственного проекта в течение семестра и его защиту в конце. При этом половину лабораторных студенты все равно выполняют. 

Как появилась идея курса? Как он создавался?

Идея пришла из Студенческого Турнира Физиков. École Polytechnique (Франция) ввела у себя формат лабораторных, в которых студенты под руководством преподавателя массово решают задачи турнира. Эти задачи интересные, довольно сложные и не имеют «полного» решения. Идея сработала хорошо - они и лабораторные получили прекрасные, которых до этого у них просто не было, и мощнейшую команду, которая несколько лет выходила на первое место международных турниров. Опыт французов начали применять и в других странах.

Когда французы сделали свой курс, стало понятно, что нам надо сделать нечто аналогичное, если Физтех хочет оставаться на высоком уровне на международной арене. По началу мы просто пытались освободить команды от наших лабораторных работ, дать им возможность решать свои турнирные задачи. Однако выяснилось, что сильные студенты этого совсем не хотят. Они понимают, что у нас есть очень полезный лабораторный курс, который многое дает. Забрасывать курс ради турнира никто не хотел, потому что у нас есть уникальные установки. Где вы ещё посмотрите на кольца Ньютона, покрутите лазер, посмотрите на плазму? Сами вы этого не сделаете. И в то же время если командам оставить полностью лабораторные и дать в нагрузку турнир, времени просто не хватит.

Потом постепенно разными подходами и неудачами это вылилось в курс, где студенты делают часть лабораторных работ и одновременно работают над проектом, который совсем необязательно связан с турниром физиков. Это может быть любой проект - то, что им интересно делать.

На курс могут попасть любые студенты или только члены команды?

Формально никакой связи между этим курсом и Турниром Физиков не существует. И это важно, потому что есть студенты, которые не хотят участвовать в Турнире, но зато им интересна такая работа. И они опасаются, что на них начнут давить, толкать участвовать в этом турнире. Но никто их не заставляет. Они делают свои проекты независимо от турнира.

Однако мы не можем принять всех желающих, количество человек ограничено, и мы проводим отбор. Каждый семестр мы получаем несколько десятков резюме, с каждым проводим собеседование, выясняем его мотивацию. У некоторых мотивация: «Хочется попробовать что-то новое, я не понимаю, что и зачем, но хочется попробовать,» - таких мы мягко отговариваем. Советуем посмотреть сначала, походить, не бросая основной курс. А тех, кто, скажем, твердо уже понимает, чего хочет, участвовал раньше в турнирах физиков, например, делал какие-то интересные вопросы по выбору, тех мы берем.

Был случай, когда студент с этого курса попал в команду, которая участвует в Турнирах физиков. В прошлом году Герман Карнуп, который посещал альтернативный курс, встретился с Алексеем Черкасовым в нашей лаборатории. Алексей помогает студентам в подготовке проектов. В это же время туда пришел Дмитрий Спинов, член команды МФТИ на Международном Турнире Физиков, чтобы помочь товарищу-первокурснику с вопросом по выбору. Проекты Германа и студента-первокурсника были одной направленности, и Герман поделился с ним своим опытом и материалами. Дмитрий тогда оценил, какой Герман «рукастый», и, посоветовавшись с командой, предложил ему место в команде. В сентябре они выиграли Международный Турнир Физиков.

RA-6217_1000.jpg

Чем студенты там занимаются?

Практически полноценной научной работой. Оказалось, что есть довольно много студентов, которым неинтересно делать лабораторные работы по лабнику – делай раз, делай два, получай три, а обрабатывай определенным способом. Им интересно придумать что-то свое, собрать и исследовать. 

Мы проводим только половину лабораторных работ на курсе, чтобы студенты занимались своими проектами. Они работают с литературой, подбирают её, самостоятельно проектируют установки, обрабатывают данные. Студенты учатся защищать свои доклады и оппонировать чужим. И когда они всё это оформляют, как вопрос по выбору, кажется, что это просто какая-то фантастика, какие-то гениальные студенты.

Какие ещё преимущества в сравнении с основным курсом?

Обычно те проекты, которые делаются на этом курсе, просто на ура идут, как вопросы по выбору. Практически все в прошлом году оказались победителями - ведь они целый семестр над этим работают, а большинство готовит вопрос по выбору за один месяц. У них преимущество. Тем более студенты это делют под руководством опытных преподавателей. С этим на самом деле тоже надо что-то делать, получаются неравноправные условия для конкурса.

Ещё финальная защита проектов и оппонирование на курсе идёт на английском. Елена Михайловна Базанова сделала специальный курс английского языка под проектную деятельность. Цели у этого две. Если там будут члены команды, им потом ехать на международный турнир, а там только английский. Прошлые года показывали, что у физтехов больше апломба, чем реального знания английского языка. А во-вторых, это опыт для будущего участия в международных конференциях. 

Как курс влияет на самих преподавателей, чем-то, может, помогает и им?

Как и студенты учатся не только ради оценок, так и преподаватели работают не только ради того, чтобы работать меньше, а получать больше. На Физтехе большинству преподавателей своя работа нравится и с хорошими студентами им работать интересно. К тому же у нас появились преподаватели, у которых есть турнирный опыт прошлых лет. Скажем, Владимир Вановский, он был капитаном команды, которая побеждала на международных турнирах. Александр Светличный участвовал в Турнире. Они сейчас преподают на курсе. Зарождается преемственность поколений.

Курс запустился только в прошлом году. Но, может, успел уже измениться?

В конце каждого семестра мы проводим опрос среди студентов. Пока самый обсуждаемый вопрос - это курс английского языка. Мы сами много сомневались, делать это или не делать. Ведь эти дополнительные занятия требуют ресурсов, отвлекают их, но они массово хотят продолжать параллельно с физикой изучать такой английский. Хотя я их как-то периодически начинаю отговаривать. Это здорово, и если потом работа научная пойдет, то это всё на английском. С другой стороны, мы на это тратим ресурсы кафедры физики, а не английского языка, и нам немножко жалко, но не настолько жалко, чтобы мы этого не делали. Они настаивают, чтобы это продолжалось, и мы продолжаем.

Благодаря вашим пожертвованиям в целевой капитал №1 ФЦК МФТИ поддерживает проекты, связанные с традицией вопроса по выбору и развитием проектной деятельности на младших курсах. Победители конкурса вопросов по выбору получают денежное поощрение, а авторы самых лучших установок командируются на международную студенческую конференцию по физике.