Из историков в физтехи: наставники помогают школьникам найти свой путь

22 Марта

В 2020 году десять студентов получили стипендию по программе ”Наставники будущих физтехов”. Один из стипендиатов, студент 2 курса ФПМИ Евгений Тищенко рассказал нам о том, как он сам попал на Физтех, каково быть единственным олимпиадником от области и как сам теперь помогает талантливым школьникам.

Цель программы - поощрение учащихся ФПМИ, которые занимаются популяризацией среди абитуриентов ФПМИ, и участвуют в развитии математических центров для одаренных школьников. В первом семестре 2020 года на стипендии потречено 750 тысяч рублей из дохода Целевого капитала №6.

Женя Тищенко родился и вырос в Оренбурге. Мальчик из интеллигентной семьи был отличником в лингвистической гимназии, интересовался историей. К 9 классу Женя почувствовал вкус к математике, когда предмет усложнился и стал “менее тривиальным”. Однако перспектив развиваться за пределами школьной программы парень не видел -  cтаринный областной центр давал неплохое среднее образование, но сильными научными школами не был славен.

В 9 классе он попал на областные сборы, организованные МГУ, и познакомился с двумя олимпиадниками. Новые друзья не только заразили Женю своей увлеченностью олимпиадной математикой, но и рассказали о центре для одаренных детей “Архимед”.

“Я просто отличник в школе и больше ничего, а олимпиады для меня до 9 класса было что-то нечто, какие-то задачи на которые ты смотришь и не понимаешь, что там. Если человек заинтересован олимпиадами, но не понимает что это такое, то ему будет сложно готовиться. Эти два мальчика сломали мое мнение о том, что я лучший, и я понял что нужно учиться и делать что-то самому”.

В “Архимеде” случилась еще одна важная встреча - Женя познакомился с будущим физтехом, 11-тиклассником Святославом, который стал его наставником в олимпиандном программировании.

“Мне понравилось программирование. Я хотел бы связать свою жизнь с тем, что задействовано в нашей повседневной жизни. Прога не такая абстрактная и этим она меня заинтересовала”.

Когда Святослав взял Всеросс по информатике, Женя поверил, что тоже может добиться подобных успехов.

“Я был очень рад за него и понял что олимпиады и я не так далеки и куда надо двигаться дальше. Начал решать всякие задачи и ботать теорию - статьи, алгоритмы”.
Школьники пишут олимпиаду

Так, за несколько месяцев жизнь Жени круто переменилась - уже в 10 классе он перешел в физмат лицей, где он уже точно понял, что хочет изучать. В лицее был совершенно другой темп преподавания -  

”Рассказывают очень быстро, очень структурировано и необходимо сразу вливаться, ничего не разжевывают, практически как в институте”.

На уроках разбирали олимпиадные задачи и год шел за два. Учительница физики Марина Николаевна Перунова привила Жене любовь к своему предмету и помогла ему сформулировать цель: идти нужно именно на Физтех.
Женя с удовольствием погрузился в учебу. Ни на что другое времени уже не оставалось.

”Мне было это очень интересно и я особо время не считал. Но примерно после 4-5 возвращался домой из лицея, отдыхал и остальное время решал задачки, смотрел видосы, связанные с информатикой, домашку потом делал часов в 11".

Однако, чтобы двигаться вперед, даже сильной школы было недостаточно - нужны были дополнительные занятия для подготовки к олимпиадам. На помощь Жене пришла его семья - горячо поддержав его желание заниматься, мама Надежда Михайловна взяла на себя оплату всех нужных кружков. Родители по-праву могут гордится - Женя первый из семьи, кто уехал из области.

Женя говорит, что очень признателен своей преподавательнице из Архимеда - Анне Александровне Горелик, единственному, по его словам, сильному педагогу по информатике в Оренбурге, которая сыграла решающую роль в развитии интереса Жени к науке и его становлении как олимпиадника. Участвуя в олимпиадах, Женя не только смог прокачать свои знания, но нашел дружную команду единомышленников.

“Само комьюнити, с которым ты начинаешь общаться, это хорошие знакомства, это замотивированные друзья, которые заставляют тебя дальше развиваться. Это самый главный плюс, который дают олимпиады”.

Желание помочь нынешним школьникам отчасти родилось из обиды за своих земляков - способных детей много, но никто не знает, как развиваться. Когда Женя вышел на Всеросс, он оказался единственным от Оренбургской области.

“Больше всего мне было обидно, когда я приехал на олимпиаду, а там у каждой области был свой мерч, а у нас даже не было своих футболок. Я бы хотел , чтобы каждый год хотя бы 1-2 человека выходили на финал. Мало заинтересованных. а заинтересованных и шарящих еще меньше”.
Женя Тищенко проводит занятие для школьников

Олимпиады оказались не только хорошим способом поступить на Физтех. Опыт решения заковыристых задач помог Жене развить гибкость мышления и серьезно облегчил первые месяцы учебы в вузе. 

“Олимпиадная задача более широкая, у тебя в голове сразу возникают различные структуры и ты понимаешь какой большой объем информации нужно будет сейчас обработать чтобы решить, а задачи в ЕГЭ все прямолинейные. А олимпиадные заставляют тебя размышлять. Такие задачи в ЕГЭ только последние, а остальные не составляет большого труда решить По сути задачи олимпиадные, это вузовские задачи. И уметь их решать в начале обучения, давало мне простоту, я был готов к этой системе и не встретил проблем”. 

Студенты из регионов как никто знают, насколько важно получить дружеский совет и поддержку своего увлечения, особенно когда не хватает возможностей развиваться в точных науках. Именно студенты - основа олимпиадного движения, они понимают потребности школьников, их текущий уровень и могут найти нужный подход для развития их знаний. Кроме того, участие в подготовке и проведении олимпиад дает отличный преподавательский опыт и позволяет глубже понять предмет.
Физтехи-организаторы олимпиады
На Физтехе заметили интерес Жени к преподавательской деятельности и предложили участвовать в работе методической комиссии олимпиады ФПМИ. Теперь он составляет задач и участвует в проведении сборов, а летом возвращается в Оренбург заниматься со школьниками в своем лицее. Чтобы помочь ребятам из Оренбурга, Женя два лета - после 11 класса и после 1 курса вел кружок для школьников, который ему передала его бывшая преподавательница.
Многим детям, которые могли бы участвовать в олимпиадах, просто неоткуда узнать о них - во многих регионах централизованно к ним не готовят. Женя считает, что рассказывать школьникам об этой возможности нужно как можно раньше, класса с седьмого.

“Выйти на заключительные этапы без личной инициативы довольно сложно, даже если и она у тебя есть то все равно не понимаешь что нужно делать, бросаешься туда-сюда. Хочется чтобы это все развивалось, и чтобы дети понимали, что олимпиада это очень интересно, что ими действительно нужно заниматься и в будущем они могут сыграть очень большую роль в поступлении. Все что нужно это хорошая информированность и подготовка”.

«Наставник будущих физтехов» - одна из программ, которые финансируются из дохода целевого капитала №6. Целевой капитал №6 для развития математики и информатики в МФТИ сформирован по инициативе и при финансовой поддержке Андрея Михайловича Райгородского, директора Физтех-школы прикладной математики и информатики. Его поддержали выпускники и друзья Физтеха: вместе они собрали уже 22 млн рублей. 

Присоединяйтесь, чтобы дать одаренным детям шанс найти свой путь на Физтех!

Скоро мы продолжим серию рассказов о том, как складывался  путь на Физтех - как у нынешних студентов, так и у выпускников разных лет. Напишите нам на fund@phystech.edu о своей истории и мы с радостью ее опубликуем.