Как финансирование из ФЦК помогает выявить талантливых школьников и их учителей по всей России

17 Мая

С 24 по 29 апреля 2021 г. в кампусе МФТИ в Долгопрудном и образовательном центре «Сириус» в Сочи прошел заключительный этап олимпиады по физике имени Дж. К. Максвелла для школьников 7–8 классов. Валерий Павлович Слободянин объясняет, какие задачи позволяет решить эта олимпиада и почему она проводится на двух прощадках.

IMG_9994_1000.jpg

Лаборатория по работе с одаренными детьми

На Физтехе есть такое подразделение – лаборатория по работе с одаренными детьми, сотрудники которой занимаются организацией Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике и подготовкой сборных команд на международные олимпиады.

Руководитель этой лаборатории Валерий Павлович Слободянин рассказывает, что ее цель – поиск талантливых школьников по всей России и помощь им в самореализации: «Школьники, способные творчески применять физические законы, могут осознать свои сильные стороны благодаря олимпиадам. Отметив их дипломами, мы подогреваем их интерес к наукам. Кроме того, олимпиадная система и существование олимпиад высокого уровня стимулирует детей к саморазвитию».

Всероссийская олимпиада по физике проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, по итогам которого формируется группа кандидатов в национальную сборную на международную олимпиаду. Однако ранее для 7-8 классов все заканчивалось на муниципальном этапе. 

Олимпиада Максвелла

Впервые заключительный этап для 7-х и 8-х классов прошёл в 2016 году в Сочи на базе образовательного центра «Сириус» и стал называться олимпиадой имени Дж. К. Максвелла. Финальный этап состоит из двух туров: теоретического и экспериментального. На теоретическом туре участники должны решить четыре нестандартных задачи, а на экспериментальном — выполнить два задания.

IMG_9905_1000.jpg

Почему понадобилась вторая площадка?

С 2019 года олимпиада стала проходить параллельно на двух площадках - в центре «Сириус» и в МФТИ. Дело в том, что начиная с 2019 г., каждый школьник может принимать участие не более чем в двух сменах в «Сириусе» в год, а от региона в смене может участвовать не более 10 школьников. Кроме того, возросло число предметов, участвующих в образовательной программе. В итоге на апрельскую смену, которая завершалась олимпиадой им. Максвелла, была установлена квота в 150 человек. Чтобы сохранить формат олимпиады и не сокращать число её участников, Физтех стал искать возможности проведения олимпиады ещё на одной площадке. При поддержке фонда целевого капитала МФТИ была организована вторая площадка на Физтехе для школьников, которые не смогли попасть в «Сириус».

С 24 по 29 апреля 2021 г. в кампусе МФТИ в Долгопрудном и образовательном центре «Сириус» в Сочи прошел заключительный этап олимпиады по физике имени Дж. К. Максвелла для школьников 7–8 классов. Победителями и призерами стали 53 семиклассника и 49 восьмиклассников. Всего в финале приняли участие 233 человека из разных городов России, 90 из них — на Физтехе. Площадка в Долгопрудном была организована при поддержке ФЦК МФТИ.

Задачи олимпиады им. Дж. К. Максвелла

По мнению Валерия Павловича, олимпиада им. Дж. Кл. Максвелла позволила решить несколько задач. Благодаря участникам этой олимпиады повысился уровень подготовки олимпиадников 9 класса. Появился резерв для дополнительного набора кандидатов на международную естественно-научную олимпиаду юниоров. Дело в том, что в олимпиаде юниоров могут участвовать школьники, чей возраст на конец года проведения олимпиады не превышает 15 лет. С учётом того, что олимпиада проводится сразу по трём предметам (физика, химия, биология), число школьников 9-х классов в некоторые годы не превышало 20 человек. И здесь олимпиада Максвелла оказалась как нельзя кстати.

Во-вторых, олимпиада помогает раньше найти талантливых школьников и начать с ними работу. «Результаты олимпиады Максвелла показали, что школьники 7-8 класса из многих регионов добиваются хороших результатов, но в старших классах уже мало кто из них доходит до заключительного этапа - говорит Валерий Павлович, - заниматься с ребятами с 9 класса уже поздно. Надо начинать раньше. Пока они в 7-8 классе их проще заинтересовать».

В-третьих, олимпиада помогла выявить когорту новых талантливых и заинтересованных педагогов. «Учителя из некоторых регионах обращались к нам с просьбой помочь наладить подготовку к олимпиадам. Например, в Тюмени сложилась замечательная команда молодых преподавателей, чьи ученики конкурируют с традиционно сильными регионами. Проявляет интерес к олимпиадам и Томск» - объясняет Валерий Слободянин.

Как поддержать развитие олимпиадного движения по физике и математике?

Выявление и работа с талантливыми школьниками по всей России – это многогранная и сложная деятельность, которая постоянно испытывает проблемы с финансированием, и многое держится на энтузиазме. Выпускники и друзья Физтеха собрали целевой капитал №3 на развитие олимпиадного движения по физике и математике. Теперь каждый, кто хочет поддержать работу Валерия Павловича и других сотрудников лаборатории по работе с одаренными детьми может сделать это – для этого надо внести любой вклад в целевой капитал №3.

IMG_9981_1000.jpg