Путь к международному золоту: как студенты Физтеха участвуют и побеждают в студенческих турнирах физиков

1 Марта

В прошлом году команда МФТИ завоевала золото на международном турнире физиков (МТФ). В этом году эта же команда победила на Всероссийском турнире и вышла на международный этап 2021 года. Мы поговорили о турнирах с преподавателем кафедры общей физики Станиславом Владиленовичем Виноградовым, который является представителем России в оргкомитете МТФ и организует турниры в России.

Когда спагетти впитывают влагу, находясь на мокрой ткани, они постепенно становятся более изогнутыми. Причём этот изгиб сохраняется, даже когда лапшу возвращают в сухость. Спагетти также начинают двигаться с некоторой скоростью. Исследовать движение лапши и динамику её формы. Имеет ли место этот феномен для других распространённых форм пасты, таких как лингвини, букатини и лазаньи? 

Пример задачи Международного Студенческого Турнира Физиков (МТФ) 2021 года.

В прошлом году команда МФТИ завоевала золото на международном турнире физиков (МТФ). В этом году эта же команда победила на Всероссийском турнире и вышла на международный этап 2021 года. Фонд целевого капитала поддерживает участие студентов Физтеха в турнирах физиков и их организацию преподавателями кафедры. Мы поговорили о турнирах с преподавателем кафедры общей физики Станиславом Владиленовичем Виноградовым, который является представителем России в оргкомитете МТФ и организует турниры в России.

RA-6182_1000.jpg

Что такое - турнир физиков?

Студенческий турнир физиков – соревнования между командами студентов разных ВУЗов в решении научно-исследовательских задач, не имеющих готового правильного ответа. Список из 17 задач появляется каждый год за несколько месяцев до международного финала.

Турнир состоит из отдельных физических боёв, в каждом из которых участвует три (или четыре) команды. Физический бой - это три (четыре) раунда, в каждом из которых команда играет одну из трёх (четырех) ролей: Докладчика, Оппонента и Рецензента. Для четырех команд появляется роль Наблюдателя. У Докладчика есть 10 минут, чтобы презентовать своё решение задачи, затем он будет отстаивать свою точку зрения. У Оппонента - 5 минут, чтобы объяснить достоинства и недостатки работы Докладчика и предложить способы её улучшения и развития. Потом он присоединяется к обсуждению, чтобы улучшить предложенный подход. Затем Рецензент оценивает выступления Докладчика и Оппонента. Его роль – помочь жюри определиться с оценками, указывая на прогресс, который был достигнут во время обсуждения.

Порядок выступления определяется после боя капитанов. Капитан-победитель получает преимущество выбора и возможность следовать заготовленной тактике игры. Сам бой - это блиц с задачами по физике и математике. Например, просят оценить, как далеко улетит стрела, если выстрелить вертикально вверх.

kKC2TlxPOJY_1000.jpg

фото с Всероссийского турнира физиков в 2017 г.


Вы сами, когда были студентом, участвовали в подобных турнирах? И как появился МТФ?

Я был капитаном самой первой команды, которая участвовала в самом первом физическом бое в 76 году. Тогда был страшно популярен КВН. Когда он шёл – улицы пустели, все смотрели телевизор. И по следам КВНа стали организовывать массу других турниров. Я учился в физмат школе №179 в Москве. И был ещё 18-й интернат имени Колмогорова при Университете (сейчас – СУНЦ). Тогда мы были в выпускном классе, и учителя договорились, что у нас будут физические бои по правилам, схожим с КВНовскими. Конкурс капитанов оттуда взяли, задачи, которые команды решают заранее. Это и была та искра, из которой пламя затем и разгорелось.

Потом это на пару лет заглохло, но преподаватели СУНЦа возродили бои и сделали небольшой всероссийский турнир, пригласив Украину. И украинцам очень понравилось. Сначала появился школьный турнир, он до сих пор существует, называется Турнир Юных Физиков. Тоже есть международный и очень популярен. Многие ведущие члены нашей сборной пришли оттуда.

Потом школьники, которые стали студентами, постепенно решили, что надо заниматься этим на студенческом уровне. Так в России и на Украине стали появляться свои студенческие турниры, которые потом объединились. И как только они вышли на международный уровень (международный турнир был основан совместно с Украиной в 2008 году – прим.ред.), все сразу поняли, что это то, что может быть вместо физической олимпиады. 

Как изменялся турнир со временем? И почему стал таким популярным в мире?

Турнир сильно изменился и сейчас уже совсем не похож на КВН. Когда все поняли, что это не игрушка, турнир стал больше походить на реальную научную работу. Потому что на студенческом уровне он действительно помогает сравнить образование в разных странах, а студентам - помериться настоящими силами, а не умением решать какие-то искусственные задачи.

Международную студенческую физическую олимпиаду, например, много раз начинали, но её не удается организовать, в отличие от математической или какой-то другой. Не идут сильные студенты на неё. Они уже понимают, что их работа страшно отличается от решения задач, которые тебе дали на 3-4 часа. Работа совсем другая: командная, долгая, с проработкой литературы, с экспериментами, с удачами и неудачами. И этот турнир полностью повторяет то, что ждет студентов. Поэтому становится интересно и им, и тем, кто хочет себе студентов, как будущих сотрудников. Так сразу и появилась мощнейшая поддержка от всевозможных зарубежных академий наук: от французской, шведской, от европейского физического общества. 

Предположим, студент захотел участвовать в турнире физиков. Что ему для этого нужно сделать?

Начать стоит со знакомства с задачами МТФ этого года. Эти же задачи обычно играются и на национальном и внутривузовском уровне. Нужно понять, на сколько это интересно. Вообще-то это интересно, но очень сложно и отнимает много времени.

Подготовка к турниру - это долгая и кропотливая командная работа в течение всего года. Если это настолько интересно, что усилия не влом, как говорится, а в удовольствие, то стоит найти команду – есть соответствующие социальные сети, есть, наверняка, связи у студентов. Скажем, на Физтехе сейчас две довольно активных команды. Ну а остальные возникают и распадаются, потому что часто энтузиазм оказывается не настолько велик, как кажется поначалу.

Как формируется команда?

Команда должна состоять из 4-6 студентов и может иметь двух руководителей (аспирантов или преподавателей), которые помогают команде и выезжают с ней на турниры, однако, не принимают активного участия в соревнованиях.

Студенты сами формируют команду. Сформировать команду сверху практически нереально. Ребят можно попросить поучаствовать в чем-то день, ну два. А участвовать в чем-то несколько месяцев можно только если тебе самому интересно, никакой преподаватель не способен уговорить их на это.

Как проходит подготовка к турнирам? 

Команда делает разбор литературы, изучает историю вопроса. Этому мы их учим специально на альтернативном курсе лабораторных работ, который мы разработали полтора года назад. Потом они сами для себя проясняют, какие вопросы разобрали по литературе, а что до конца не понятно, спрашивают у тех, кто может ответить - у преподавателей или ходят по лабораториям. Им могут помогать научные сотрудники в каких-то научно-исследовательских учреждениях.

Плюс в помещении курса альтернативным лабораторных очень часто находятся преподаватели - я, Георгий Федоров, Александр Светличный, Владимир Вановский и другие - которые работают со студентами. Не под руку их толкают, но оказывают посильную поддержку.

-p-ravZLnjU_1000.jpg

Какие задачи подбирают для турнира?

Довольно сложные, к тому же «полного» решения они не имеют, их специально по этому критерию отбирают. Чтобы можно было к идеалу приближаться, но достичь его было невозможно. Тогда как раз можно сравнивать команды между собой, кто продвинулся дальше, кто продвинулся не так далеко.

Задачи, в целом, такие, которые можно решать бесконечно. Скажем, в этом году мой студент на курсе альтернативных лабораторных работ взял как проект задачу, которая была на турнире года четыре назад. Её тогда недорешали, и он продолжил сейчас её решение. И у него в итоге получилось даже лучше, чем тогда у всех команд.

Какие ступени проходит команда, прежде чем выйти в финал МТФ? 

Внутренний физтеховский турнир, всероссийский турнир и, в случае победы, международный. Количество команд всероссийского этапа получается ограниченным автоматически, потому что не так много команд способно решать эти задачи. На международные соревнования до недавнего времени разрешалось отправить две команды (в том случае, если первая команда в прошлом году была в тройке), а сейчас ограничили до одной команды от страны.

Внутренние турниры отличаются от международного?

Внутренний физтеховский турнир бывает не каждый день. Иногда формируется много команд, до пяти доходило. В этих случаях устраиваем внутренний турнир, обычно по упрощенным правилам, где отбираем две лучшие команды, которые поедут на всероссийский. А всероссийский от международного отличается мало, в основном языком.


--

Ваши пожертвования в целевой капитал №1 для развития МФТИ помогает развиваться таким инициативам, как организация и участие студентов и школьников в турнирах физиков разного уровня.