Курс для тех, кто мечтает программировать роботов, но не знает, как начать

26 Июля

Команда МФТИ по робофутболу Starkit запустила учебный курс «Робототехника и искусственный интеллект», в котором рассматриваются такие области искусственного интеллекта как компьютерное зрение, машинное обучение и локализация. С 2021 года он стал факультативом на ФРКТ. Материалы курса выложены в свободном доступе на youtube. Курс подготовлен при поддержке Азера Бабаева, выпускника МФТИ и владельца компании “Зубр”, производителя инструментов, и фонда целевого капитала МФТИ.

робототехника

Команда Starkit создана осенью 2018 года при финансовой поддержке Азера Бабаева, генерального директора «Зубр ОВК» и выпускника ФМХФ'88, на базе лаборатории волновых процессов и систем управления, входящей в состав ЦК НТИ «Искусственный интеллект» МФТИ.

Сейчас команда Starkit находится в авангарде мировых разработок гуманоидных роботов: в июне 2021 года она победила в чемпионате мира по робофутболу. Футбол - идеальная модель активности, задействующая все алгоритмы, используемые в работе гуманоидных роботов. Робот должен понимать свое положение в пространстве, видеть окружающие объекты, принимать решения об индивидуальных  действиях и о взаимодействии с другими членами команды. Соревнования команд робофутбола способствует развитию робототехники и науки в целом.

Руководитель команды и выпускник ФРКТ’21, Иван Хохлов считает, что курс позволит преодолеть разрыв между любительской робототехникой и перспективными научными разработками: «Проблема в том, что в России слабо развита как научная, так и индустриальная робототехника. При этом, многие школьники занимаются в кружках по робототехнике на основе лего-комплектов или колесных роботов, но им некуда пойти после их окончания. Чтобы развиваться дальше, нужно идти в наукоемкую робототехнику, гуманоидные роботы - это то, чем занимается лаборатория МФТИ».

«В октябре 2018 года я абсолютно случайно попал на первую встречу команды Старкит по роботехнике. Тогда как таковой команды не было, но у Азера Бабаева, выпускника МФТИ, был план развивать робототехническое направление в нашем вузе. Через год сотрудничества мы поняли, что в России в общем, и в МФТИ в частности, сложно найти специалистов в этой области. Поэтому я решил, что хорошей идеей будет сделать курс, который поможет получить начальные знания, и позволит уже самостоятельно реализовываться в робототехнике. Плюс хотелось собрать заинтересованных людей в комьюнити. Для этого мы создали телеграм канал Starkit.Education, в котором публикуем интересные статьи и отвечаем на вопросы. Верится, что этот проект будет развиваться и помогать людям, которые с детства мечтали делать роботов, но не знали как начать».

Благодаря тому, что занятия проходят онлайн, доступ к лекциям и среде для симуляции роботов и массиву данных для анализа могут получить слушатели из любой точки мира.

Иван Хохлов: «Очень много приходит взрослых, выпускников. Многим очень интересно поработать с роботами - они приходят помогать нам: паять, прогать - от первого курса и до бесконечности. Роботов мы собираем здесь. Серийные детали покупаем, а карбоновые производим сами - частично в МФТИ, частично - у нашего инвестора, Азера Бабаева, выпускника МФТИ и владельца компании “Зубр”, производителя инструментов».

Один из членов команды Starkit,  выпускник ФРКТ 2021 Илья Рякин отвечает на курсе за тему локализации - способности определения роботами своего положения в пространстве, а также занимается визуальным оформлением работы команды, позволяющей донести суть работы до широкой публики.

Другой соавтор курса, тоже выпускник ФРКТ 2021 Владимир Литвиненко проделал значительную часть работ, связанных с нейронными сетями и компьютерным зрением. Он отмечает большой интерес к курсу со стороны студентов: «Мы активно мы сотрудничаем с некоторыми слушателями, начинаем писать статьи, приобщаем студентов 1-3 курсов ФРКТ к своей работе».

«Курс очень хорош. Рассматривалось большое количество методов компьютерного зрения, от классических до нейросетевых, различные алгоритмы локализации в пространстве. И всё в применении к «железу», автономному гуманоидному роботу. Доступная подача материала на лекциях, постоянная обратная связь от организаторов, всегда можно обратиться и получить консультацию», - рассказал слушатель курса Пётр Шилович, выпускник ФПФЭ’00.

Авторы курса рассчитывают найти среди слушателей таких же увлеченных энтузиастов робототехники, которые присоединятся к команде, чтобы готовить дипломную работу и развивать российскую робототехнику.

Все материалы курса доступны на канале команды Starkit Robots в youtube, а также в телеграм-канале Starkit.Education, вокруг которого уже сформировалось сообщество, где участники могут прочитать актуальные статьи и получить ответы на свои вопросы.

Чтобы поддержать инициативных студентов, которые создают новые учебные курсы, делайте пожертвования в Фонд целевого капитала МФТИ!