Вовлечение в научную работу с первого курса - отзывы студентов о проекте «Ментор»

8 Декабря

В Физтех-школе физики и исследований им. Ландау силами студентов, аспирантов и сотрудников запущена программа «Ментор», которая заключается в том, чтобы дать возможность студентам попробовать себя в разных научных коллективах и лабораториях уже с первого курса. Сейчас программа поддерживается из ежегодного дохода целевого капитала №1 для развития МФТИ. В будущем она будет финансироваться из целевого капитала №8 для развития академической и научной карьеры в Физтех-школе им. Ландау.

Идея этого целевого капитала заключается в поддержке студентов и молодых ученых на этапе становления их научных интересов. Инициатор создания - Валерий Киселев, директор кластера академической и научной карьеры Физтех-школы им. Ландау.

Валерий Валерьевич мечтает выстроить систему, при которой студенты смогут вовлекаться в науку уже с первых курсов, смогут участвовать в конференциях и научных школах, будет возможность приглашать ведущих ученых и преподавателей. Бюджетных средств института для этого не хватает, либо те или иные статьи невозможно финансировать из-за бюджетных ограничений. Поэтому представители научного сообщества Физтеха решили сформировать независимый источник финансирования - целевой капитал (эндаумент) для этих целей.

Его поддержали сотрудники Школы, ученые и выпускники, среди которых Михаил Данилов, академик РАН, лауреат международной премии М. Планка и А. Карпинского, заведующий образовательной программы «Физика фундаментальных взаимодействий и элементарных частиц», Тагир Аушев, чл.-корр РАН, заведующий лаборатории физики высоких энергий МФТИ, научный директор Научного центра «Идея», Юрий Ковалев, чл.- корр. РАН, заведующий лаборатории фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ, Гордей Лесовик, заведующий лаборатории физики квантовых информационных технологий МФТИ, Алексей Слепцов, заведующий лаборатории математической и теоретической физики МФТИ и другие ученые и выпускники.  

В конце ноября Евгений Ивашкевич, Вице-президент Тинькофф-Банка и выпускник ФОПФ'93, добавил недостающую сумму, чтобы капитал был сформирован.

Пока при поддержке фонда запущена программа «Ментор» по вовлечению студентов младших курсов в научную деятельность. Программа помогает студентам сделать осознанный выбор базовой кафедры и научного коллектива в будущем. Она заключается в том, чтобы дать возможность студентам попробовать себя в разных коллективах и лабораториях уже с первого курса. Младшекурсники под руководством студентов старших курсов, аспирантов и сотрудников лабораторий в течение семестра занимаются научными исследованиями и презентуют свои результаты на отчетной конференции. Около 70 студентов первых трех курсов и 20 менторов участвуют в проекте в течение семестра.

В будущем программа будет финансироваться из ежегодного дохода целевого капитала №8 для развития академической и научной карьеры в Физтех-школе им. Ландау. 

Отзывы участников о программе «Ментор»

«Проект "Ментор"важен для студентов, как отличный шанс с первых курсов приобщиться к работе в науке, познакомиться с интересными именно им кафедрами и лабораториями. Не только посетить их с экскурсией, но и на протяжении полугода поучаствовать в деятельности лаборатории. Одной из важнейших частей проекта, как я считаю, являются люди, с которыми студенты знакомятся во время работы, общение с которыми заставляет влюбиться в науку еще больше и узнать для себя много нового - это и менторы, и другие студенты, работающие в лаборатории, и даже профессора. Кроме того, на первых курсах студенты часто не понимают, какая именно область науки им интересна и действительно ли работа в определенной лаборатории такая, как кажется на первый взгляд. Поэтому проект необходим студентам не только как начало научной деятельности и шанс познакомиться с удивительными людьми, но и как возможность определиться с дальнейшими интересами, попробовать работу в различных лабораториях и на различных кафедрах и, наконец, найти свое призвание», - Татьяна Томашук, 1 курс ЛФИ, менти.

«По-моему, проект "Ментор" - замечательное начало научной жизни на физтехе. Проект помогает студенту приобщиться к науке, начиная с первых курсов. При этом менторы не только дают необходимые для проекта знания, но и поддерживают интерес к науке и учебе. За время проекта участник знакомится с тематикой лаборатории, людьми, которые в ней работают. Это помогает в дальнейшем определиться с кафедрой, завести новые знакомства. Проект мотивирует в дальнейшем заниматься научной деятельностью и не "забивать" на учебу», - Ирина Тарасова, 1 курс ЛФИ, участник менторского проекта.

«На мой взгляд, проект является замечательным способом ввести студента в научный процесс. Менторы дают студентам большой объём знаний, который будет полезен как на старших курсах, так и в рамках научной работы, а также знакомят учеников с современными разделами физики, математики и прочих дисциплин и работами, актуальными в  темах, заинтересовавших ученика. Это даёт не только  мотивацию заниматься в будущем научной деятельностью, но и возможность начать это делать под руководством ментора», - Денис Борисов, 1 курс ЛФИ, участник менторского  проекта.

«Каждый студент МФТИ должен достаточно рано сделать первый выбор области будущей научной деятельности, отдав предпочтение одной из кафедр или образовательных программ. Однако, такой выбор сложно сделать правильно, не попробовав себя в той или иной области, не поучаствовав в реальном научном процессе. Сотрудники базовых кафедр довольно редко могут предоставить возможность поучаствовать в их научной работе студентам 1-2 курсов из-за "разрыва поколений". В этом младшекурсникам могут помочь старшекурсники, которые уже вовлечены в реальную научную работу с одной стороны, и находятся "на одной волне" с младшекурсниками — с другой», - Никита Колганов, 1 год аспирантуры ЛФИ, руководитель проекта.

«Я участвую в менторском проекте уже три семестра. Внутри проекта я организовываю семинары по интегрируемым системам. Проект "Ментор" предоставил мне отличную возможность отточить свои преподавательские навыки и систематизировать накопленные знания. Первокурсники же в ходе проекта смогли разобраться в интересной теме, которая обычно не входит в общеобразовательные университетские курсы, приобрели навыки работы с научными статьями и подготовки научных докладов, что несомненно очень важно для будущего ученого», - Елизавета Трунина, ментор, аспирант 1 года ЛФИ.

«Проект "Ментор" сообщества ФОПФ предоставляет младшекурсникам ЛФИ уникальную возможность познакомиться с тем, как устроена современная наука на самом деле и поучаствовать  в реальной научной работе уже на 1 курсе.

Ключевая особенность проекта — курирующий работу каждого младшекурсника ментор, помогающий ему освоиться в новом для  него мире после привычной школьной среды. Интересно, что среди  менторов есть как и старшекурсники, которые могут увлечь ребят  своей непосредственностью и близостью к студентам, так и  заслуженные научные сотрудники, передающие младшим поколениям бесценный опыт в живом общении.

Поддержка Фонда целевого капитала МФТИ позволила проекту «Ментор» выйти на новый уровень работы и существенно повысить  качество, уровень и количество работы менторов за счет выплат им поощрений. Это, несомненно, способствует развитию интереса к науке у младшекурсников и развитию высокопрофессиональной  научно-образовательной среды в Физтех-школе ЛФИ», - Кирилл Иванов, ментор, студент 4 курса ЛФИ.

«Наука – дело коллективное, поэтому крайне важно развивать научно-образовательную среду МФТИ. Мне бы хотелось поддерживать живую обстановку, в которой рождаются уникальные научные идеи, в которой все заинтересованные научными исследованиями лица имели бы к ней доступ: младшекурсникам помогали бы разбираться в материале и делать их первые научные открытия наставники-менторы, а старшекурсникам ставили бы задачи и помогали бы придумывать менторские проекты для студентов 1-3 курсов сотрудники лабораторий и базовых кафедр», - Елена Ланина, 6 курс ЛФИ, руководитель проекта.



Благодаря вашим пожертвованиям в целевой капитал №8 для развития академической и научной карьеры, создаются условия, в которых студенты могут сделать осознанный выбор научного направления и лаборатории.