Что думают студенты о вопросах по выбору

9 Августа

С 2019 года в ФЦК МФТИ поддерживают инициативы, связанные с традицией вопроса по выбору. По нашей просьбе команда МКИ (студсовета МФТИ) провела исследование среди студентов Физтеха об этой традии, в котором студенты и молодые выпускники рассказали, что они думают о подготовке вопросов, роли преподавателей, что им хотелось бы поменять, возможных способах поощрения, поделились своими болями в отношении этой темы. Делимся результатами. 

Провоторов_1000.jpg

Вопрос по выбору - это образовательная практика в курсе общей физики, введенная еще при создании Физтеха. Она заключается в следующем: из двух вопросов, составляющих билет на экзаменах по общей физике, один выбирается самим студентом. По мнению преподавателей кафедры «изложение вопроса по выбору должно продемонстрировать способность студента глубоко разобраться в теме, которая показалась ему интересной». Для поощрения качественного выполнения вопроса по выбору организуется конкурс, по результатам которого победители премируются при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ.

В 2019 году среди самих студентов нашелся активист Алексей Танурков, который организовал поездку победителей конкурса вопросов по выбору на международную студенческую конференцию по физике при поддержке фонда. Потом подобные поездки стали невозможны из-за ковида и с тех пор на кафедре общей физики победителей конкурса стали поощрять просто денежной выплатой при поддержке фонда. 

Команда МКИ (студсовет МФТИ) по руководством студента Илья Захарова провела исследование с целью выяснить как поощрять выполнение вопросов по выбору так, чтобы эта традиция оставалась живой.

Исследование выявило ряд проблем, связанных с этой темой и сейчас мы вместе с активистами и преподавателями кафедры общей физики обсуждаем возможные пути решения и что делать дальше с конкурсом вопросов по выбору.


Отдельные выводы из исследования

1. Существующая помощь при подготовке вопроса по выбору носит несистемный характер и неизвестна большинству студентов.

Взаимодействие с семинаристами - основной источник поддержки и информации о вопросах по выбору. Лишь 20% опрошенных отмечают, что семинаристы помогают существенным образом. Как отмечали респонденты «вопрос по выбору никак не популяризуется, семинаристы ничего не объясняли, ни какие темы, ни что делать». О существовании проектной лаборатории, в которой можно собрать установку и подготовить свой вопрос по выбору, знают 45 % опрошенных.

2. Студентам не хватает рассказов про вопросы по выбору, тонкости их подготовки, про сам конкурс.

Интервьюируемые часто высказывали мнение о недостаточности информирования об этой теме, предлагали больше ее освещать, рассказывать о побелителях. Многие отмечали, что о самом конкурсе узнавали в конце семестра или даже на самом экзамене.

3. Решение сделать качественный вопрос по выбору основывается на естественном интересе к выбранной теме.

Конкурс же мотивирует доделать работу и оформить ее в законченный продукт. Любые поощрения за победу в конкурсе - это вторичный фактор.

4. Вопросы по выбору признаются студентами как традиция МФТИ, однако ее смысл им непонятен.

84% респондентов согласились, что «вопрос по выбору - это "фишка", традиция Физтеха». Однако при объяснении, зачем эта традиция нужна, возникали самые разные ответы, среди которых и возможность получить оценку на экзамене, и возможность сделать что-то руками, и попытка привлечь интерес к курсу общей физики.

Полностью прочитать исследование можно здесь.