Зачем становиться наставником будущих физтехов?

10 Мая

Осенью 2020 года была запущена стипендиальная программа для студентов, которые участвуют в проведении олимпиад и тренировочных сборов, а также мероприятий, направленных на популяризацию математики, программирования и computer science среди школьников. Программа финансируется из дохода целевого капитала №6 для развития математики и информатики в МФТИ. В интервью студенты поделились своим опытом участия в программе.

Программа «Наставник будущих физтехов» была запущена по инициативе руководства ФПМИ с целью дополнительно мотивировать перегруженных учебой студентов ФПМИ участвовать в популяризационных мероприятиях и демонстрировать школьникам, насколько здорово стать именно физтехом. Стипендиальная программа финансируется из дохода целевого капитала №6 на развитие математики и информатики. В 2024 году на программу выделено 950 тыс. рублей.

Стипендиаты осеннего семестра поделились своими впечатлениями о программе.

Алиев Гамид, 1 курс

Основная моя работа, конечно же, происходит летом, во время сборов по олимпиадой математике. У нас в регионе очень много талантливых ребят, однако олимпиадных школ и кружков довольно мало, поэтому я решил помочь нашему региону в этой сфере. Я помогаю вести сборы в образовательном центре «Альтаир». Стоит отметить, что большинство преподавателей этого центра - это такие же неравнодушные к будущему нашего региона студенты и выпускники топовых вузов России, а основным инициатором таких сборов является выпускник МФТИ, наставник в прошлом. Прошлым летом я был ассистентом-преподавателем: помогал принимать задачи и проводил разборы. Этим летом планирую принять участие в тех же сборах. Также я неоднократно был принимающим в олимпиаде им. Чебышева, в которой принимают участие регионы юга России

Также могу добавить, что в нашем регионе среди ребят 10-11 класса, уже задумывающихся о поступлении, есть огромный интерес именно к ФПМИ МФТИ. Думаю, им будет интересно послушать мою историю поступления и узнать какие-нибудь подробности!

Евсей Обжерин, 2 курс

Я сам был школьником из региона. Среди моих одноклассников не было ребят, заинтересованных в участии в топовых олимпиадах, а учителям не хватало времени. Во время подготовки к олимпиадам мне не к кому было обратиться за объяснением сложных моментов в задачах. У меня получилось самостоятельно стать победителем и призером многих олимпиад по математике, физике, экономике и химии, но всерос я все таки не взял. 

Поэтому я понимаю важность наставничества в регионах, потому что у школьников из регионов должны быть возможности, которых не было у меня.

Коган Анна, 2 курс

В школе я занималась олимпиадной математикой, мне это нравилось, поэтому я решила попробовать себя в качестве преподавателя. На первом курсе ассистировала на кружке по математике в Долгопрудном, проверяла различные олимпиады. К концу первого курса появилось желание сделать свой кружок для школьников из моего региона, что мне и удалось реализовать на базе регионального центра. 

Получился кружок для ребят из 8 класса, занятия провожу полностью онлайн, немного экспериментирую с форматами, пытаясь найти оптимальный и для меня, и для школьников. Вести кружок в одиночку, совмещая при этом с учебой, сложновато, но интерес школьников к занятиям мотивирует меня продолжать этим заниматься.

Рубцов Денис, 3 курс

В Физтех-школу прикладной математики и информатики ежегодно поступают много ребят из регионов. Как правило, эти ребята получили хорошее образование в региональных физико-математических школах. Часто успех школьника определяется трудом одного учителя математики, физики или информатики. Этот учитель может выйти на пенсию или уехать в другой регион. Тогда этот субъект РФ останется без школьников, добившихся выдающихся успехов в этом предмете. То есть в силу малого числа ресурсов, в том числе человеческих, уровень физико-математического образования в конкретном регионе (который определяется, как правило, уровнем одной ведущей школы) может быть крайне нестабильным. Регион, "отдав" на обучение в московский вуз лучших выпускников и "потеряв" лучших преподавателей, теряет всю систему физмат-образования. Для поддержки уровня образования существует программа "Наставник будущих физтехов", в которой я участвую с 1 курса. Я очень благодарен нашей Физтех-школе за эту совершенно своевременную, правильную идею. Студенты ФПМИ могут, например, помогать нынешним школьникам своего родного региона добиваться высоких успехов в олимпиадах по математике, физике и информатике и поступать в МФТИ. 

Я очень рад, что уже три года у меня есть возможность заниматься этим в родной Республике Коми. Ещё более радует то, что это действительно приносит результаты. В школьные годы я активно участвовал в олимпиадах по физике, поэтому наиболее компетентен я в подготовке к этому предмету. Важно отметить, что успешное выступление на заключительном этапе ВсОШ по физике позволяет поступить в МФТИ (в том числе на ФПМИ ИВТф) без вступительных испытаний. В Республике Коми в плане олимпиад по физике я занимаюсь, можно сказать, всем. Помимо того, что я официально являюсь тренером сборной РК по физике (в этом году Коми отправила на финал ВсОШ рекордное для себя количество участников - 6. Двое стали призерами!), я составляю задания муниципального этапа для Республики, а также являюсь председателем жюри регионального этапа ВсОШ. Аудитория школьников, готовящихся к ВсОШ по физике, в относительно небольшом регионе малочисленная. Для того чтобы сеять доброе и вечное большему числу школьников, я регулярно провожу презентации нашего института и физтех-школы, а также научно-популярные лекции по математическим сюжетам в Физико-математическом лицее-интернате Республики Коми и в Академии юных талантов (аналог Сириуса в Коми). Удавалось проводить аналогичные массовые мероприятия в Санкт-Петербурге (ФТШ), Иннополисе, Челябинской области, в Рязани. Радует, что и одноразовые мероприятия в иных регионах принесли что-то полезное: знаю пару поступивших на ФПМИ людей с этих мероприятий. 

Таким образом, программа "Наставник будущих физтехов" является действенным инструментом по поддержке физико-математического образования в регионах. Она позволяет выявлять абитуриентов, которые в дальнейшем тоже смогут участвовать в этой программе. Ещё раз хотел бы выразить благодарность всем причастным к организации и реализации этой важной программы!

«Наставник будущих физтехов» - одна из четырех программ, которые финансируются из дохода целевого капитала №6. Целевой капитал №6 для развития математики и информатики в МФТИ сформирован по инициативе и финансовой поддержке Андрея Михайловича Райгородского, директора Физтех-школы прикладной математики и информатики. Присоединяйтесь и вы!