Алексей Насретдинов расскажет о звуке и его характеристиках, важных в музыкальном искусстве, о связи древней и современной музыке, отличие нетемперированных и темперированных строев. Каждое занятие будет сопровождаться живой музыкой в исполнении профессиональных музыкантов.
Музыкальные строи
Курс, благодаря которому физтехи узнают, что же такое звук и какие его характеристики важны в музыкальном искусстве, чем отличаются нетемперированные и темперированные строи, и как связана древняя музыка и современная. Каждое занятие будет сопровождаться живой музыкой в исполнении профессиональных музыкантов.
Преподаватель:
Алексей Насретдинов - выпускник МФТИ, автор книг «Физика и анатомия музыки», «Музыкальная математика древних. Поиск гармонии».
Лекция I. Введение. Общие подходы.
- Объект-субъектные отношения. Два вида таких отношений в музыке
- Научный подход и подход искусства. Свертка смыслов, множественность смыслов
- Треугольник Фреге, семантический треугольник
- Определение понятия «музыка»
- Декомпозиция определения, роль понятия «музыкальные строи» в понятии «музыка»
Специальный гость:
Ансамбль "Les Moscovites" с концертом “Звуковая палитра эпохи барокко”
Лекция II. Традиционные и современные подходы к конструированию музыкальных строев.
- Консонанс и диссонанс в музыке. Связь с понятием «музыкальные строи»
- Понятие «звук». Объективные понятия: интенсивность, частота, длительность. Связь с субъективными понятиями: громкость, высота, продолжительность
- Спектр звука. Гармоники и обертоны. Прямое и обратное преобразование Фурье. Тембр звука
- Нестационарные фазы звука. Тембр звука. Речь. Фонемы.
- Устройство кортиева органа улитки человека. Первичная и вторичная слуховые зоны в головном мозге. Зоны Вернике и Брока
- Основные теории консонанса и диссонанса.
- Нетемперированные и темперированные строи. Общее и различное, плюсы и минусы. Отрицание понятия «музыкальный строй» в современных подходах
Специальный гость:
Наталья Голубинская - специалист по истории японской музыки с концертом "Традиционная японская музыка" (кото, сямисэн)