Как проект “Ментор” помогает попробовать себя в науке уже на первом курсе

26 Октября

Старшекурсники ЛФИ решили помочь студентам младших курсов включиться в научную деятельность с первых курсов. Они предложили младшекурсникам научные задачи, связанные со спецификой их кафедр, и стали их менторами, чтобы помочь решить эти задачи. В конце семестра 71 студент представил результаты работы на отчетной конференции.

Почему возник проект?

«Хотя официально научная работа начинается только на четвёртом курсе, искать конкретное направление и руководителя в этот момент — плохая стратегия. Велика вероятность попасть не в ту область или не к тому человеку из-за отсутствия опыта. Кроме того, довольно крупная доля студентов ЛФИ училась в специализированных школах и во многом знала программу общих предметов 1-2 курсов. В этот момент появляется время и желание заняться чем-то. К сожалению, если кафедра и связанные с ней лаборатории не проявляют интереса к таким студентам, этим "чем-то ещё" может стать работа, никак не связанная с Физтехом. В результате талантливый студент может быть потерян для науки» - рассказывает Никита Колганов, аспирант ЛФИ, один из инициаторов проекта «Ментор».

По мнению Никиты младшекурсники ЛФИ мало представляют, какие есть лаборатории и чем там занимаются, не понимаются специфику направлений и главное, у них нет понимания, чем они сами хотят заниматься в будущем. Поэтому Никита вместе с Леной Ланиной, студенткой 6 курса ЛФИ, предложили организовать проектную работу для студентов младших курсов в течение семестра вместе с менторами из лабораторий ЛФИ, чтобы студенты попробовали себя в разных сферах и смогли понять, что же их привлекает.

«Окончив второй курс, я понял, что общефизтеховские предметы больше не вызывают у меня трудностей, а знаний хватает для занятия чем-то серьёзным. Уже тогда я был твёрдо убеждён, что буду теоретиком. Однако представители теоретического направления моей кафедры установили непреодолимый "порог вхождения в науку" в виде 4-ого курса. Поэтому третий курс я провел в команде экспериментаторов и поиске руководителя. По факту — год был потерян,» - вспоминает свой опыт Никита.  

Кто такой ментор?

«Ключевая особенность проекта — ментор, который курирует работу каждого младшекурсника и помогает ему освоиться в новом мире. Среди менторов есть как старшекурсники, которые могут увлечь ребят своей близостью к студентам, так и заслуженные научные сотрудники, передающие младшим поколениям бесценный опыт,» - объясняет Кирилл Иванов, студент 5 курса ЛФИ и один из менторов.

kolganov-lesson_1000.jpg

Менторы предлагали научные задачи, связанные со спецификой работы своей лаборатории. «Младшекурсники ЛФИ получили уникальную возможность познакомиться с тем, как устроена современная наука и поучаствовать в реальной научной работе уже на первом курсе,» - говорит Кирилл. «Младшекурсникам могут помочь старшекурсники, которые уже вовлечены в реальную научную работу с одной стороны, и находятся «на одной волне» с младшекурсниками — с другой,» - добавляет Никита.

Как проходила работа?

IMG_0462_1000.jpg

В начале семестра на общем собрании менторы рассказали о задачах, над которыми они предлагали работать и провели собеседования, чтобы создать пару студент-ментор. В течение семестра проходили занятия - индивидуально или в группе. Каждый месяц менторы присылали отчеты о проделанной работе и успехах студентов. В конце семестра младшекурсники представили свои работы на отчетной онлайн-конференции. В проекте весеннего семестра 2020 года участвовало 49 менторов и 170 младшекурсников. На отчетной конференции выступил 71 студент.

Артемий Марченко, студент 5-го курса ЛФИ - один из менторов. Он объяснял студентам, в каких областях применяются нейронные сети и как их создавать. Младшекурсники работали над генерацией музыки и подменой голоса одного человека другим. В команде Артемия было шесть человек. После работы с ним в течение семестра, трое студентов пошли на стажировку в компанию “Терра Квантум”, в которой работает Артемий. Двое из этих них потом остались там работать. “Терра Квантум” создает квантовые приложения, в частности ребята разрабатывают квантовую диалоговую систему для применения в искусственном интеллекте.

Будущее проекта

«Проект предоставил каждому первокурснику шанс на основе личных интеллектуальных предпочтений сформировать представление о выборе научной тематики, взаимодействии с коллегами, понятии прогресса в исследованиях и, наконец, найти свою стезю в науке,» - говорит директор физтех-кластера АНК ЛФИ Валерий Валерьевич Киселёв, - «для меня одним из критериев качества работы является сравнение выступлений с проектами третьекурсников на гос. экзамене по физике. Весенняя итоговая конференция “Ментора” с блеском продемонстрировала, что большинство докладов несоизмеримо лучше вопросов по выбору на "госе" по физике,» - отмечает он.

В осеннем семестре 2020 года проект продолжается. Попечительский совет ФЦК МФТИ поддержал проект повторно. Деньги нужны для поощрительных выплат студентам-менторам. Весной 2020 года из 49 менторов 24 были студентами старших курсов.

Фонд целевого капитала МФТИ поддерживает различные инициативы, которые помогают студентам найти свое призвание в науке. Фонд собран на пожертвования выпускников и каждый может присоединиться

Формирование отдельного целевого капитала

Чтобы создать комфортную среду для раскрытия и развития научного потенциала студентов, Валерий Киселев и Артем Воронов инициировали формирование целевого капитала №8. Присоединиться к формированию может каждый - просто сделайте любое пожертвование на ЦК №8 для развития академической и научной карьеры.