Как студенты Физтеха ездили на практику на Дальний Восток

18 Сентября

Преподаватель департамента биологической и молекулярной физики Виктория Скобеева во второй раз провела учебную практику на базе Дальневосточного федерального университета при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. 16 студентов ФБМФ собирали морских обитателей и изучали их в лаборатории, а по итогам практики выступили на научной конференции в МГУ.

Преподаватель департамента биологической и молекулярной физики Виктория Скобеева во второй раз провела учебную практику на базе Дальневосточного федерального университета при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. 16 студентов ФБМФ собирали морских обитателей и изучали их в лаборатории, а по итогам практики выступили на научной конференции в МГУ.

Во второй раз Виктория Скобеева вместе с Михаилом Никитиным, н.с. НИИ ФХБ им.Белозерского МГУ, Ильей Артюшиным, н.с. биофака МГУ, Полиной Карпуниной, аспирант биофака МГУ, Михаилом Щелкановым, профессором ДВФУ, выпускником ФФХБ МФТИ 1995 г., организовали учебную практику для студентов Физтеха на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) при поддержке ФЦК МФТИ. Во время практики студенты собирали морских обитателей, изучали современные методы получения и анализа биологических данных. Всего во Владивосток поехали 16 ребят со второго и третьего курсов Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ.

Преподаватели и участники практики поделились своими впечатлениями, а также красивыми фотографиями (осторожно, их в тексте много!) природы Приморского края.

Евгений Куликов, преподаватель биохимии департамента ФБМФ рассказал, что сотрудничество с ДВФУ устанавливалось через профессора Михаила Щелканова, который закончил Физтех, а теперь работает вирусологом во Владивостоке (узнать подробнее историю профессора можно по ссылке). В 2017 году преподаватели департамента молекулярной и биологической физики поехали в университет для налаживания контакта с биологами и материаловедами. ДВФУ в качестве научной базы интересен тем, что, во-первых, там в пределах одного большого кампуса сосредоточены и инженеры, и биологи. Во-вторых, природу Приморского края можно без преувеличения назвать уникальной и разнообразной. В планах Физтеха — организация совместной научной работы для студентов по изучению поведения различных материалов в морской воде.

"Идея практики появилась у Виктории Александровны Скобеевой. Именно она решила организационные вопросы и договаривалась со всеми, нашла точки соприкосновения, в результате чего получилось провести практику для физтехов, увлекающихся биологией", — рассказывает Евгений Куликов, преподаватель биохимии департамента ФБМФ.

Практика длилась 14 дней и состояла из двух блоков: полевого и лабораторного. Студенты ходили на экскурсии по наземным биоценозам и труднопроходимым лесам. Удалось даже понаблюдать за выдрой и найти следы леопарда. Хорошо, что студентам не встретились сами леопарды, и все (в том числе флаг Фонда) остались целы!

Очень понравилась теоретическая и исследовательская части практики, узнал много нового о работе с ДНК, флоре и фауне Дальневосточного региона. Прекрасные преподаватели, интересно рассказывали материал и организовывали занятия. Так же запомнилась поездка в заповедник "Кедровая Падь", т.к. нам показали ту часть заповедника, куда запрещено ходить обычным туристам.

Илья Кукушкин - Студент 2 курса ФБМФ МФТИ

Илья Кукушкин Студент 2 курса ФБМФ МФТИ

В один из дней участников практики застал туман, однако это лишь украсило окружающую природу и ничуть не испортило настроение.

Пожалуй, одна из самых интересных частей практики — “охота” на морские организмы в Японском море. Биолог Михаил Никитин надел водолазный костюм для погружения, а студенты остались на берегу. Однако один из второкурсников, Генри Сооме, решился вылавливать представителей флоры без костюма самостоятельно. В итоге удалось собрать целое ведро разных существ — ребята не остановились на малом и поработали на славу. Вот что удалось поймать:

С тем, что удалось собрать в море и лесах, студенты поработали в лаборатории: второкурсники отрабатывали способы выделения ДНК, оценивали ее качество на спектрофотометре или электрофорезом в агарозном геле, а также ставили полимеразную цепную реакцию.

От практики остались только положительные впечатления. Владивосток, как мне кажется, одно из лучших мест для проведения биологической практики благодаря огромному биоразнообразию и удивительным красотам природы.

Илья Кукушкин - Студент 2 курса ФБМФ МФТИ

Илья Кукушкин Студент 2 курса ФБМФ МФТИ

Познакомиться с морскими красотами получилось не только в естественной среде, но и на экскурсии в Приморском океанариуме во Владивостоке. Флаг Фонда красуется на фоне огромного здания в форме раковины моллюска (площадью в пять футбольных полей!). В океанариуме собраны представители всех океанов и климатических зон.

Параллельно с практикой проходила серьезная научно-исследовательская работа для студентов-третьекурсников, часть которых побывала на практике во второй раз. “Ветеранам” удалось собрать геном колючей вши и сравнить его с геномом близкого вида. Полученные результаты они представили на Московской конференции вычислительной молекулярной биологии.

Далеко не всем студентам ФБМФ это вообще хоть как-то интересно, но среди них есть те, кого биология реально интересует и кто колебался, не поступить ли в МГУ. Хотелось показать им кусок знания, которое получают студенты-биологи, чтобы они могли самостоятельно дальше достроить свои знания если не до полной картины, то хотя бы до скелета этой науки.

Виктория Скобеева - Преподаватель ФБМФ МФТИ

Виктория Скобеева Преподаватель ФБМФ МФТИ

Привезенные материалы (это не только полученные образцы ДНК, но и разные морские организмы) будут использованы на практике для первого курса и внедряться в учебный процесс. Эта практика проводится не ради научного туризма, а для обучения студентов и передачи опыта следующим поколениям.

"Биофак МГУ считает, что студентов МФТИ нет смысла учить биологии - они все равно ничего не поймут. Мне кажется, никто особенно не пытался", — рассказала Виктория Скобеева.

Фонд Целевого капитала МФТИ поддерживает инициативы, которые помогают развивать учебную программу института и полезны студентам в поисках определения себя. Делая вклад в целевой капитал №1, вы поддерживаете инициативы активных преподавателей!

В свою очередь студенты не планируют останавливаться на достигнутом: по словам второкурсников, они уже начали читать литературу по пройденным темам, а ребята с третьего курса не только ощутили практическую пользу учебных курсов по молекулярной биологии, биохимии и общей биологии, но и уже стали участниками научного исследования и соавторами научной публикации.

За фотографии большое спасибо студенту 2 курса Никите Онянову!