Как не потеряться в жизни: на Физтехе прошел курс по профориентации

20 Апреля

В осеннем семестре Анатолий Коротков, выпускник ФУПМ'13 и сооснователь консалтинговой компании «ТехАудит», провел курс для студентов 4-5 курсов ФБМФ о выборе профессии и развитии важных на рынке труда социальных навыков. Курс был проведен при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ.

жизненная навигация

Что это и зачем нужно?

“Я уже около 3 лет веду курс по основам технологического предпринимательства на кафедре инновационной фармацевтики. Часто студенты приходят на курс не для того, чтобы научиться создавать бизнес. Они ищут, чем еще можно заниматься на Физтехе, если в науку не хочется, но уходить тоже не вариант. В ответ на этот запрос возникла идея создать курс по профориентации,” ― Анатолий Коротков, преподаватель курса.

Идея не нова: курс изначально разработал проф. Огнев А.С. в МПГУ в 2000-х годах, чтобы помочь студентам самостоятельно определить, что им интересно в работе и в жизни. Постепенно из академического курс превратился в живой и неформальный. Анатолий частично позаимствовал из него части, которые ему показались актуальными для физтехов, и дополнил собственными наработками.

Ценность курса не только в информации и навыках, которые он дает. Каждый студент хотя бы раз задумывался о планах на жизнь, но не хватало времени и усидчивости заняться этим серьезно. Цель занятий по жизненной навигации ― дать студентам время и инструменты, чтобы задуматься о жизненных планах и целях на ближайшие несколько лет

Поиск предназначения

На занятиях студенты слушали приглашенных бизнес-тренеров и экспертов и работали с социальными или психологическими упражнениями. Задания были направлены на формирование целей: как я хочу жить и чем заниматься через 3-5 лет, каких людей хочу видеть в своем окружении, как выглядит мой идеальный день?

Среди упражнений по итогам курса Анатолий выделил два, которые принесли студентам максимальную пользу. Первое ― классификация уже имеющегося опыта по шести категориям. Нравится изучать или сортировать? Или изобретать, а может, преобразовывать? Хочется работать руками или с нематериальными сущностями? На занятии студенты подробно разобрали все шесть категорий. Из них нужно было выбрать две наиболее привлекательные и найти примеры профессий, в которых они преобладают. Сопоставив их с востребованными на рынке специальностями, студенты сужают круг подходящих им занятий.

Второе упражнение ― поговорить с экспертами по каждому интересующему направлению. Беседа с успешными специалистами в выбранной сфере ― способ заглянуть в возможное будущее: они расскажут о перспективах, зарплате, нюансах профессии и лайфхаках. После трех-пяти разговоров картинка в голове студента усредняется ― субъективное, связанное с каждым конкретным специалистом, отделяется от общих представлений о профессии и сфере деятельности в целом. В результате студент видит, какая жизнь его может ожидать, и задается вопросом: а нравится ли мне?

В рамках задания студенты брали интервью и у состоявшихся специалистов, и у недавних выпускников. Старшекурсники часто знали людей, с которыми хотели поговорить, но не было повода: это мог быть заведующий лабораторией или сотрудник кафедры. Благодаря курсу повод появился.

Многие студенты боялись брать интервью. “Они думали, что им не ответят на просьбу. Зачем опытные занятые люди будут тратить время? Я быстро понял, что это проблема, и договорился с двумя тренерами. Мы провели два занятия по интервью, чтобы студенты поняли, как приглашать на интервью, как вести беседу, как корректно задавать вопросы на сложные темы, например, о зарплатах,” ― комментирует Анатолий. 

Кроме интервью, на тренингах разбирали публичные выступления и деловое общение. За время курса со студентами занимались восемь специалистов ― два карьерных консультанта, три бизнес-тренера, два эксперта по рынку труда в биотехе и один эксперт по получению грантов на обучение за рубежом. Они обсуждали со студентами, как строится карьера, как меняются требования работодателей, какие специальности сейчас наиболее актуальны и перспективны. Основатели агрегатора вакансий в биотехе “Бластим” рассказали о карьерных возможностях: как лаборатории и компании ищут сотрудников, какие направления востребованы и куда движется карьерный рынок в биотехнологии.

Результаты курса

“После первой лекции я думал, что курс бесполезен. Кого они собрались “навигировать”? Мы уже защитили бакалаврский диплом, многие работают в науке. Но я решил разобраться подробнее и сходил на вторую лекцию. Не пожалел: было интересно. Мне понравились лекции о публичных выступлениях и стажировках, хотя где-то половина материала для меня лично не существенна. Я думаю, что в формате серии коротких занятий по анализу рынка и поиску места в изменчивом обществе курс стал бы привлекательнее,” ― рассказывает студент 5 курса ФБМФ Айзек Исаев.

По ходу курса стало понятно, что вопрос профориентации актуальнее для студентов младших курсов, чем для старшекурсников. Анатолий подтверждает, что больше половины студентов лишь убедились, что сделали правильный выбор. “Они приходили на курс, уже имея в голове какой-то план, который не имели повода и желания менять. Хотя были и те, кто понял, что не уверены в своем выборе. Именно они вынесли наибольшую пользу.”

Что дальше?

В будущем Анатолий планирует модернизировать курс - вместо семестрового курса сделать три-четыре занятия с домашними заданиями.

“Учитывая опыт осеннего семестра, самым результативным кажется формат 3-4 семинаров с карьерными консультантами и работой в небольших группах по тем двум упражнениям, о которых рассказал раньше. Программу тренингов я уже составил, но пока нет четкой привязки ко времени или людям. Это скорее идея, которая оформлена в виде 3 страниц описания формата. Посмотрим, как сложатся обстоятельства,” ― подытоживает Анатолий.


Проведение курса было поддержано из инвестиционного дохода Фонда целевого капитала МФТИ. Делая пожертвования на целевой капитал №1, вы поддерживаете преподавателей, которые хотят организовать новый учебный курс.