20 Декабря
Девять студентов Физтеха участвовали в прибрежной практике от «Плавучего университета Института Океанологии РАН» при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. Результаты работы студенты представили на научных конференциях в Москве и четверо студентов, которые в этом году принимали решение о базовой организации, выбрали институт океанологии (кафедру термогидромеханики океана МФТИ). Организатор практики, Наталья Степанова рассказала как проходила практика.
Этим летом девять студентов МФТИ приняли участие в прибрежной практике от «Плавучего университета Института Океанологии РАН». Студенты в течение 2-ух недель работали над исследованием особенностей водообмена между мелководной береговой лагуной и прилегающей морской акваторией и определяли загрязнение пляжей пластиковым мусором. После практики четверо студентов, которые в этом году принимали решение о базовой организации, выбрали институт океанологии (кафедру термогидромеханики океана МФТИ). Следующим летом при поддержке ФЦК студенты опять поедут на практику на Балтийскую Косу, выступят на международной конференции в Варшаве с полученными результатами, а двое лучших участников практики этого года отправятся в дальнюю экспедицию по морям Арктического бассейна.
Учебные практики – хороший способ за короткое время пройти все этапы научного исследования от постановки задач и планирования экспедиционных работ, сбора и анализа данных, до презентации полученных результатов на научных семинарах. Благодаря выпускникам и друзьям Физтеха фонд целевого капитала может финансировать участие студентов в подобных практиках.
Наталья Степанова, к.ф-м.н., зам.зав.каф. термогидромеханики океана МФТИ рассказала, что было на практике в этом году.
Практика проходила на самой западной точке России — на Балтийской косе. Учебный лагерь базировался между Балтийским морем и Калининградским заливом. В первый вечер прошло знакомство студентов с научными наставниками. Каждый рассказал о себе, своих целях и планах на жизнь.
Утро любого дня начиналось с лекции наставников. За ними шла утренняя планёрка, где каждый определял для себя список дел на сегодня, а потом все отправлялись выполнять свои задачи: для кого-то это был сбор материала, для кого-то – обработка уже собранных данных. Вечером проходила очередная планёрка, на которой наставники объясняли принципы обработки и визуализации данных, а также как эти данные можно интерпретировать.
Все студенты выбирали наиболее интересную для себя задачу, по которой в конце практики нужно было подготовить отчет. Но по ходу работы ребята могли попробовать себя в разных областях.
Задачи состояли из теоретической и практической части. Например, в одной из гидрофизических задач ребятам рассказали о процессе водообмена через пролив и объяснили все сопутствующие физические процессы. Учебный процесс строился таким образом, что во время лекций наставники не просто читали необходимый материал, но давали возможность студентам самостоятельно подумать над решениями задач. Особый интерес и желание приступить к активной исследовательской работе вызывало то, что догадки и идеи студентов оказывались верными и сразу же применялись на практике.
Во время выходов в море научные наставники познакомили студентов с океанологическим оборудованием: современными зондами, дрифтерами с GPS трекером (разработки выпускников физтеха, ныне сотрудников АО ИО РАН), историческим прибором - диском Секки. Так же ребята познакомились с важным этапом проведения экспедиций – планированием полевых работ в зависимости от гидрологической обстановки и погодных условий.
Группа, которая занималась задачей, посвященной микропластику, работала совместно с российской командой учёных MARBLE. Во время лекций студентам рассказали общую статистику по мусорным загрязнениям на Земле и механизмы образования микропластика в морской среде, познакомили с тремя современными методиками по оценке загрязнённости пластиковым мусором береговой зоны. Для сравнения этих методик ребята разбились на 3 команды и отправились на сбор данных.
Последняя неделя работ была посвящена подготовке отчета по экспедиции, в которых студенты подвели итоги проделанной работы и проанализировали полученные данные.
Смена деятельности с измерений на подготовку отчёта — всегда резкая и часто неохотная, но необходимая часть научной работы. На многочисленных (3-4 в день) планерках каждый участник докладывал о подвижках в своей задаче и строил планы на следующие пару часов работы. Такой метод самоорганизации пришелся по душе студентам младших курсов, которые впервые опробовали его и нашли очень эффективным.
Во время подобной интенсивной работы важно соблюдать баланс «работа-отдых», поэтому у студентов был запланированный выходной. Он начался с неожиданной и очень радостной встречи с барком «Крузенштерн», а во время поездки в музей Мирового океана в Калининграде ребята на экспозиции «Глубина» смогли прикоснуться глубоководному спускаемому аппарату «Мир», с которого были сняты кадры для фильма «Титаник» 1997 года. После музея студенты посетили научно-исследовательское судно «Витязь».
В заключительные дни практики студенты занимались подготовкой отчетных презентаций. Три дня подряд команды защищали свои научные проекты, получали обратную связь, дорабатывали и исправляли ошибки. Основной посыл работы последних дней: «нет смысла растягивать и оставлять работу «на потом». За две недели нужно максимально вложиться, задать все вопросы и получить все ответы у наставников, чтобы по окончании практики иметь готовый материал для тезисов на конференции.
Заключительный вечер прошёл за барбекю. На последнем семинаре, уже в неформальной обстановке, участники обсудили выбор научного руководителя, как поддерживать с ним эффективную коммуникацию и как строить научную карьеру.
На этом деятельность практики не заканчивается — ее научные результаты студенты представили на профильной конференции Maresedu-2019 (октябрь 2019) и на 62-й научной конференция МФТИ (ноябрь 2019). В ноябре студенты рассказали о практике на открытом семинаре на Физтехе.
--
Делая вклады в ФЦК МФТИ, вы не только даете возможность студентам участвовать в учебных исследовательских практиках, олимпиадах и соревнованиях, но и поддерживаете активных преподавателей и сотрудников, которые организуют подобные мероприятия для студентов.