Проектная мастерская для студентов на кафедре общей физики МФТИ

22 Фвгуста

Студенты инициировали создание проектной мастерской на кафедре общей физики МФТИ, где они смогли бы работать над экспериментальными стендами. По итогам двух семестров преподаватели кафедры отобрали лучшие вопросы по выбору, авторы которых при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ отправились на международную студенческую конференцию по физике. Студент 3 курса ФАКТ Алексей Танурков рассказывает о создании мастерской.

Студенты инициировали создание проектной мастерской на кафедре общей физики МФТИ, где они смогли бы работать над экспериментальными стендами. По итогам двух семестров преподаватели кафедры отобрали лучшие вопросы по выбору, авторы которых при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ отправились на международную студенческую конференцию по физике. Студент 3 курса ФАКТ Алексей Танурков рассказывает о создании мастерской.

Одна из физтеховских традиций – вопрос по выбору на экзамене по общей физике. Алексей Танурков, студент 3 курса ФАКТ, пришел на кафедру общей физики прошлой осенью с идеей создания проектной мастерской, где студенты смогли бы работать над экспериментальными установками для вопросов по выбору. Сотрудники кафедры его поддержали и выделили помещение с необходимым оборудованием. А чтобы поднять интерес студентов к экспериментальным вопросам по выбору, Алексей предложил устроить конкурс установок и победителей отправить на международную студенческую конференцию по физике International Conference of Physics Students в Германии. Фонд поддержал эту идею и по итогам двух семестров сотрудники кафедры отобрали 13 студентов для поездки.

Алексей рассказал, почему решил создать мастерскую.


Как же здесь заниматься чем-то, кроме заучивания теорем и формул

Идея создания проектной лаборатории появилась практически сразу же после поступления на Физтех. Шутка ли, переезжаешь из дома в общежитие, где оказываешься чуть ли не в пустой комнате, а из доступных «материалов» и «инструментов» разве что только наскоро купленные ручки и тетрадки. Потом уже, конечно, родители за пару месяцев поездом передали немного из того, что осталось дома, но к этому моменту в голове уже твёрдо возник вопрос - как же здесь заниматься чем-то, кроме заучивания теорем и формул. Толчком к действиям стало осознание того, что вот уже в этом семестре надо будет сдавать экзамен по общей физике, первый же вопрос билета на котором - так называемый «вопрос по выбору».

Уже тогда стало видно, что студенты в большинстве не заморачиваются по этому поводу и делают теоретический вопрос, оформление которого занимает от силы пару часов щелканья ссылок в википедии. Меня же этот вариант не устроил, я твёрдо хотел сделать его своими руками. Так совпало, что учиться я поступил на ФАКИ, а значит заниматься надо, конечно же, космосом. Начиная с осени и вплоть до самой сессии мы ходили в рощу запускать ракеты с пороховыми двигателями. Ближе к экзамену пришла в голову идея не просто запускать, а ещё и оснастить ракету датчиками, записывающими траекторию полёта. А затем ещё и запрограммировать на компьютере модель ракеты и сравнить получившееся с реальными данными. Итогом всего этого стал экзамен по общей физике, сданный на два балла выше чем максимально возможный по результатам письменного экзамена.

"Начиная с осени и вплоть до самой сессии мы ходили в рощу запускать ракеты с пороховыми двигателями".

В первую сессию ко мне стали обращаться друзья и однокурсники с просьбой помочь с подготовкой их вопроса по выбору, ведь на тот момент у меня в комнате стоял 3D принтер и достаточно большое количество инструментов и материалов. Во втором семестре пришло понимание, что даже мне чего-то не хватает. Одну затею мы не смогли воплотить из-за отсутствия сварочного аппарата, затем пару раз устраивали взрывы на кухне. В ночь перед устным экзаменом все кухни заняты студентами, занимающимися экспериментами. Взрывы, искры и прочие нехорошие вещи - частое явление. Все это привело к тому, что в итоге я купил еще несколько станков, еще больше инструментов и начал помогать уже не просто советами, а давал людям этим пользоваться. Тем же, кто не умел, и вовсе зачастую все сам делал. Больше всего работы было на электричестве, тогда я сделал 9 вопросов по выбору, не считая своего. Помимо этого, некоторых еще и консультировал.

Работа над жидкостным ракетным двигателем

Создание мастерской

В последний год удалось, наконец-то, получить помещение, в котором можно было заниматься проектной деятельностью, не подвергая риску студентов. На данном этапе проект получилось представить кафедре общей физики, с которой он, собственно, и был все время связан. С помощью кафедры был составлен проект лаборатории, который в дальнейшем был поддержан Фондом целевого капитала МФТИ. На данный момент кафедрой выделено помещение, в котором теперь расположена мастерская, и во время последней сессии студенты занимались уже там.

Конкурс вопросов по выбору

Ежегодно после экзамена по общей физике кафедра проводит конкурс на лучшие вопросы по выбору. Победители обычно получали денежную премию в размере примерно равной одной стипендии. Я сам был победителем данной премии, однако, как мне показалось, денежное поощрение в данном случае не самая удачная идея. Оно в большинстве случаев остается незамеченным и каких то больших результатов в будущем не приносит. Я предложил поощрять авторов лучших работ поездкой на международную конференцию в Германии. По результатам последних двух семестров мы отобрали 12 студентов, для которых эта поездка станет первым опытом в науке. Они выступят с докладами и постерами, обменяются своим опытом с коллегами из 50 стран мира и просто поймут, что наука - это круто.

--

Фонд целевого капитала МФТИ собран на деньги выпускников и друзей Физтеха. Ежегодный доход от управления деньгами фонда позволяет поддерживать те проекты, которые не могут быть полностью профинансированы самим институтом в силу ряда бюджетных ограничений.

Делая вклады в фонд , вы поддерживаете физтеховские традиции и помогаете им развиваться.