Участники курсов по микроконтроллерам представили свои проекты на Дне Радио

21 Июня

В весеннем семестре завершились курсы по микроконтроллерам, созданные студентами ФРКТ при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. Слушатели курса первокурсники ФРКТ Олег Зиновчик и Михаил Литвинов представили свои выпускные проекты на конкурсе радиотехнических конструкций и компьютерных программ, который ежегодно проходит на Дне Радио.

В весеннем семестре завершились курсы по микроконтроллерам, созданные студентами ФРКТ при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. Слушатели курса первокурсники ФРКТ Олег Зиновчик и Михаил Литвинов представили свои выпускные проекты на конкурсе радиотехнических конструкций и компьютерных программ, который ежегодно проходит на Дне Радио.

В весеннем семестре завершились курсы по микроконтроллерам STM32 и микросхемам FPGA, созданные студентами ФРКТ Филиппом Микояном, Владиславом Молодцовым, Эдгаром Казиахмедовым и Виктором Прутьяновым при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. С осеннего семестра курсы станут официальными факультативами, за которые можно будет получить оценку в диплом.

Слушатели курса первокурсники ФРКТ Олег Зиновчик и Михаил Литвинов представили свои выпускные проекты на конкурсе радиотехнических конструкций и компьютерных программ, который ежегодно проходит на Дне Радио.

Ребята поделились впечатлениями о своем первом опыте работы с микроконтроллерами, прослушанных курсах, участии в конкурсе и планах на будущее.

Олег Зиновчик

Расскажи о себе и о своих интересах. Почему решил поступать на Физтех? Как проходит учеба?

Увлекаюсь программированием, на которое и уходят все силы во время учебы. Я сразу хотел поступать на ФРКТ, потому что это возможность как улучшить навыки в программировании, так и узнать что-то о микроконтроллерах.

Расскажи про конкурс радиотехнических конструкций: что ты показывал, чем завершился первый этап и что предстоит дальше?

На конкурсе я презентовал свой выпускной проект курса STM32 — музыкальный трекер. Это был мой первый опыт работы с микроконтроллерами, поэтому по сложности он уступал остальным работам. Жюри оценили проект, при этом указали на слабые и перспективные места для дальнейшей доработки. На втором этапе предстоит еще раз презентовать проект, и, возможно, к тому времени удастся его улучшить.

Суть проекта заключается в написании музыки из заранее загруженных звуков. В основном я использовал детали, которые нам выдали в начале курса по STM32, а экран и энергонезависимую память купил в магазине радиодеталей.

Почему ты решил делать именно этот проект?

Я увлекаюсь музыкой, и некоторое время пользовался компьютерным трекером. Идея состояла в создании аналога на микроконтроллере.

Сколько времени у тебя заняла реализация? Есть какие-то планы по развитию проекта?

На создание ушел месяц почти непрерывной работы. Конкурс меня сильно мотивировал, указал на недостатки текущей версии проекта, а также подал идеи для дальнейшего его развития.

Что запомнилось тебе на курсе по микроконтроллерам?

Больше всего понравился тип обучения — записи лекций. Можно смотреть тогда, когда это удобно, и возвращаться к предыдущим лекциям. Это очень помогает, так как уложить в голове с первого раза все действия и их порядок, например, при инициализации модулей, очень трудно.

Почему ты пошел на этот курс?

Я с нетерпением ждал этого курса еще с первого семестра. Самостоятельно начать изучать микроконтроллеры можно, но привычнее, когда кто-то рассказывает о них с самых основ и структурированно.

Как ты считаешь, помогают ли такие студенческие инициативы, как дополнительные курсы, студентам?

Определенно, да. В будущем обязательно посещу остальные РТ-курсы.

Какие планы на будущее?

Планирую пройти основной курс по микроконтроллерам, а затем снова участвовать в конкурсе радиотехнических конструкций.

Мог бы ты дать советы для участников конкурса в следующем году?

Тем, кому микроконтроллеры в новинку, стоит сразу обдумывать идею для проекта и не сомневаться в своих силах для реализации. К концу курса обязательно появятся и понимание, и умение программировать. На конкурсе оценивается оригинальность идеи, сложность реализации и практичность. Перед показом работы стоит уточнить все детали, чтобы ответить на любой вопрос.

Михаил Литвинов

Расскажи о себе и о своих интересах. Почему решил поступать на Физтех? Как проходит учеба?

Сейчас я учусь на первом курсе ФРКТ. В старших классах школы я участвовал в космическом образовательном проекте “CanSat в России”, в рамках которого школьники создавали атмосферные зонды для различных практических задач. Мне нравилась физика, программирование, поэтому и решил поступать на Физтех. Учеба особо трудной не кажется, хотя порой сложно успевать все.

Расскажи про конкурс радиотехнических конструкций: что ты показывал, чем завершился первый этап и что предстоит дальше?

Идея проекта была взята из проекта для CanSat. Я реализовывал систему определения ориентации тела в пространстве на микроконтроллере STM32. В итоге, удалось показать работу системы в реальном времени. В дальнейшем предстоит защита проекта в Институте проблем управления в июне или сентябре.

Суть проекта состояла в получении показаний с акселерометра, гироскопа и магнитометра на датчике MPU9255, их дальнейшая обработка на микроконтроллере STM32F051 и передача данных на ноутбук. Так получалось визуализировать ориентацию датчика в пространстве. Для реализации использовался фильтр Маджвика для описания этой ориентации.

Почему ты решил делать именно этот проект?

Мне было интересно определение ориентации тел в пространстве еще в ходе работы над проектом CanSat. Нам с командой не удалось доделать эту часть зонда до конца, поэтому я продолжить разработку в такой форме.

Сколько времени у тебя заняла реализация? Есть какие-то планы по развитию проекта?

Я делал этот проект в течение примерно двух недель. После сессии есть планы доделать проект для второго этапа конкурса.

Что запомнилось тебе на курсе по микроконтроллерам?

В курсе по микроконтроллерам запомнилось, во-первых, то, что я мог обратиться к ментору группы, к лектору нашего курса и получить быстрый и, самое главное, исчерпывающий ответ на вопрос. Во-вторых, очень удобным было наличие записей лекций в интернете и примеров кода на веб-сервисе GitHub.

Почему ты пошел на этот курс?

Я пошел на этот курс, потому что интересовался темой микроконтроллеров. Хоть раньше я занимался этим, но это было не на таком высоком уровне.

Как ты считаешь, помогают ли такие студенческие инициативы, как дополнительные курсы, студентам?

Да, я считаю, что подобные проекты и курсы помогают студентам понять, хотят ли они заниматься этим в будущем. Это хороший способ пообщаться с другими заинтересованными ребятами, менторами, ну и просто узнать много нового.

Какие твои планы на будущее?

Я планирую заниматься программированием и, возможно, тем его разделом, который связан с контроллерами.

Мог бы ты дать советы для участников конкурса в следующем году?

Полезно успевать смотреть все лекции, что не всегда мне удавалось.

Благодаря вкладам выпускников и друзей Физтеха в эндаумент, Фонд способствует появлению новых учебных курсов на Физтехе. Этой весной при поддержке Фонда были проведены три новых курса по инициативе студентов (по микроконтроллерам STM32, интегральным схемам FPGA, по разработке промышленного ПО с использованием С++), и еще два будут проведены осенью.

За фотографии благодарим Светлану Пименову!