Андрей Райгородский и Алексей Савватеев обсудили, какую математику надо изучать в XXI веке

16 Сентября

На шестом благотворительном мероприятии Think&Drink выпускники МФТИ обсуждали, какую математику надо изучать в XXI веке вместе с известными математиками Андреем Райгородским и Алексеем Савватеевым. Мероприятие прошло 9 сентября в Библиотеке иностранной литературы.

На шестом благотворительном мероприятии Think&Drink выпускники МФТИ обсуждали, какую математику надо изучать в XXI веке вместе с известными математиками Андреем Райгородским и Алексеем Савватеевым. Мероприятие прошло 9 сентября в Библиотеке иностранной литературы.

На шестом благотворительном мероприятии Think&Drink известные математики Андрей Райгородский и Алексей Савватеев обсудили, какую математику надо изучать в XXI веке, поговорили о проблеме нехватки сильных педагогов, важности олимпиад, о выстраивании учебных планов на Физтехе и о роли научного руководителя. Дмитрий Быкадоров рассказал о пополнении Попечительского совета Фонда сенатором Андреем Епишиным и напомнил гостям о возможности поддержать развитие математики и информатики на Физтехе через целевой капитал №6. Мероприятие прошло 9 сентября в Библиотеке иностранной литературы.

Выпускники все больше включаются в работу Фонда и МФТИ. Дмитрий Быкадоров рассказал о произошедших изменениях. Андрей Николаевич Епишин, Член Совета Федерации, заместитель Председателя и выпускник ФАЛТ’90, вошел в Попечительский совет ФЦК. Выпускница ФМХФ’08 Светлана Красночуб с июля является исполнительным директором ФЦК, а Дмитрий теперь - заместитель Председателя правления Фонда. Геннадий Александрович Куркин, выпускник ФМХФ’91, возглавляет центр науки и технологий искусственного интеллекта МФТИ.

По инициативе Андрея Михайловича Райгородского в этом году был создан целевой капитал №6. Дмитрий Быкадоров призвал гостей поддержать инициативу Андрея Михайловича и сделать вклады в этот целевой капитал на развитие математики и информатики в МФТИ.

Михаил Шепель, директор Библиотеки иностранной литературы, рассказал гостям, что в настоящее время библиотеки переживают процесс трансформации и ломки. «Мы думаем о том, чем можем быть полезны читателям. Библиотеки сегодня становятся не только местом чтения, но местом действия, местом проведения подобных мероприятий, международных коллабораций, базой для появления культурных центров. Наша идеология – ни одного неиспользуемого пространства», - говорит Михаил Шепель.

Спикеры Андрей Михайлович и Алексей Владимирович сошлись во мнении о нехватке сильных школьных учителей по сравнению с количеством школьников, которые способны обучиться. Алексей Савватеев рассказал на примере приема в 57 школу, что «если была бы возможность взять в пять раз больше школьников, то их можно было бы довести до уровня выпускника 57 школы. Но недостаточно учителей, которые способны это сделать». Поэтому он записал курс «100 уроков математики» и сейчас ведет переписку примерно с 30 учителями, которые строят занятия на основе записанного курса.

Алексей Владимирович затронул тему олимпиад. По его мнению, «олимпиады – это очень важно сегодня, это элемент конкуренции стран. Если вы видите талантливых школьников – старайтесь не допустить их ухода из науки, тем более, отъезда за рубеж». Олимпиады помогают находить талантливых и заинтересованных школьников и учителей.

Андрей Михайлович говорит, что время диктует правила отношений с наукой. Какие-то задачи выходят на передний план, какие-то отходят на дальний. Под разные задачи нужны разные программы, поскольку время обучения ограничено и невозможно охватить все. На ФПМИ учебные планы формируются исходя из целей образовательных направлений. Например, если задача состоит в разработке ИТ-приложений, то в этой программе надо вести очень мощную дискретную математику, алгоритмы, машинное обучение. Однако по итогам любой программы студент должен иметь минимальную культуру понимания того, что такое непрерывный анализ, дифференциальные уравнения, уравнения математической физики.

Андрей Михайлович рассказывает, что лекции на Физтехе он строит таким образом, чтобы учиться было интересно как школьникам из продвинутых математических школ, так и тем, кто пришел из школ обычных. Он признает, что это «некоторое искусство, это сложно», но необходимо для создания постоянно воспроизводящейся среды. «Среда – это то, что формирует всю культуру, в том числе математическую и научную. Если мы возьмем критическую массу таких продвинутых ребят к себе и будем их правильным образом “развлекать” и не давать им засохнуть, то другие будут тянуться за ними».

По мнению Андрея Михайловича крайне важно заинтересовать, увлечь школьников и студентов, поэтому одну из ключевых ролей играет научный руководитель, и к его выбору стоит подходить очень ответственно.

«Математика прекрасна сама по себе, - рассказывает Андрей Михайлович, - У нее есть приложения, потому что она прекрасна, а не наоборот. И пока вы это не почувствуете, вы будете ремесленником, а не творцом».

Участники мероприятия посмотрели часть экспозиции библиотеки, пообщались в неформальной обстановке со спикерами и другими выпускниками, а в конце вечера получили памятный подарок и читательский билет в библиотеку иностранной литературы!

На встречи Think&Drink мы зовем дарителей Фонда и активных выпускников, которые готовы привносить что-то новое в комьюнити. Если вы являетесь таким человеком, но не получаете от нас приглашения, – свяжитесь с нами по почте fund@phystech.edu.

--

Андрей Михайлович Райгородский - директор Физтех-Школы прикладной математики и информатики МФТИ, руководитель лаборатории продвинутой комбинаторики и сетевых приложений МФТИ и лаборатории прикладных исследований МФТИ-Сбербанк, координатор научных и образовательных проектов Яндекса в МФТИ, лектор в Школе анализа данных Яндекса, МГУ и совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ, автор пяти курсов на платформе Coursera, директор Кавказского математического центра.

Алексей Владимирович Савватеев – ректор и профессор университета Дмитрия Пожарского, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ РАН), профессор МФТИ и Адыгейского Государственного университета (АГУ), научный руководитель Кавказского математического центра при АГУ, активный популяризатор математики.

100 уроков математики