Зачем участвовать в программе «Ментор»: мнения студентов

30 Января

«Ментор» - это программа по вовлечению студентов младших курсов в научную деятельность, которая зародилась на ЛФИ. В осеннем семестре под руководством 35 менторов 105 студентов 1 - 3 курсов работали над научными задачи. Участники программы делятся своими впечатлениями и рассказывают, что им это дало.

Программа «Ментор» дает возможность уже на первом курсе не только посмотреть, как делается наука в разных лабораториях и коллективах, но и по-настоящему включиться в исследовательскую деятельность, выполнить научный проект под руководством наставника — старшекурсника, аспиранта, научного сотрудника.

В начале семестра менторы представляют свои проекты и студенты подают заявку на работу с тем ментором, который им понравился. В конце семестра участники программы представляют результаты проделанной работы на итоговом научном семинаре перед преподавателями и представителями базовых кафедр.

Ранее программа проходила для студентов Физтех-школы физики и исследований им. Ландау (ЛФИ). Постепенно ей стали интересоваться студенты других Физтех-школ. В осеннем семестре из 105 участников 33 студента были из других Физтех-Школ и 8 - из других вузов!

Студенты-участники осеннего сезона поделились своими впечатлениями о программе.

Рубликов Иван, 2 курс ЛФИ, рассказал о своей мотивации участия в программе и результатах работы с ментором: «В программе участвую, потому что это позволяет увидеть, чем занимаются уже состоявшиеся ученые и научные сотрудники, какие направления сейчас востребованы, где хорошо платят. Ментора выбрал по той причине, что он занимается очень прикладными вещами, которые нужны нефтегазовым компаниям здесь и сейчас. Моего ментора зовут Дубиня Никита Владиславович. 

Наш проект посвящен исследованию и компьютерному моделированию поведения сплошных сред. Мы проводили лабораторную работу, результаты которой можно экстраполировать на масштабы литосферы Земли, исследованиями которой занимается мой ментор. Проект позволил мне увидеть одно из прикладных направлений, в котором я смогу развиваться. В грядущем семестре я продолжу работу и смогу в полной мере освоить приложение Абакус для моделирования твердых тел». 

РубликовИван_глазик.jpg

«Смысл работы в том, чтобы использовать метод фотоупругости — проявление свойств оптической анизотропии тел при сдавливании. На пластинку из такого материала падал поляризованный свет, а сверху она была нагружена. При этой нагрузке в теле как-то распределялись внутренние механические напряжения. А темные полосы позволяют понять, как именно они распределены в каждой точке. Для полноты картины надо еще смоделировать ту же нагрузку и сравнить эксперимент с моделью. Этого я еще не сделал, займусь в следующем семестре.

Ну и разумеется попутно я изучаю теорию вопроса, от понятия поляризованного света, до работы с тензором напряжений и теорией упругой деформации тел».


Динара Гильмиева, 1 курс ФЭФМ, решила участвовать в программе, потому что «интересно попробовать себя в научной деятельности, понять что мне интересно, облегчить себе в будущем выбор кафедры». Её заинтересовала тема работы Дениса Щербакова: «Мы исследовали поверхности образцов, которые приносили другие студенты. Он познакомил меня с программой Nova, научил в ней работать, показал как определять радиус кривизны, шероховатость поверхности. Научил работать с атомно-силовым микроскопом, показал, как его настраивать».

В будущем семестре Динара планирует продолжить работу с ментором.

Дмитрий Руфов, 2 курс ЛФИ, участвовал в программе, потому что «хотелось что-то делать помимо простого изучения материала программы». Он пришел на презентацию менторов, где выбрал ментора, который предлагал проект в области генной инженерии. После семестра совместной работы Дмитрий решил выбрать ту же кафедру, с которой был его ментор.

Артем Хакимов, 2 курс ФЭФМ, «очень хотел поучаствовать в программе, потому что это отличная возможность испытать себя, свои умения и знания, чего мне, и думаю многим, не хватает на начальных курсах. Также это отличная возможность ответить на вечный вопрос : "Зачем мне нужно *название предмета*". Действительно становится понятно, когда сталкиваешься с проблемой, которая требует некоторых технических умений».

Артем поделился, что интересуется квантовыми технологиями, но на 1 курсе побоялся взяться за сложный, как ему показалось, проект. Он подтянул свои знания и на 2 курсе целенаправленно пошел «опробовать свои силы в нестандартном машинном обучении, так что для меня это в первую очередь было испытанием себя». Осенью вместе с ментором он «занимался гибридным трансферным обучением и "сравнением" классических и чисто квантовых сетей. По факту я пытался воспользоваться уже написанными сетями с некоторой модернизацией конкретно под мои цели».

«Менторский проект это в первую очередь бесплатная попытка "потрогать" интересующую тебя сферу науки без каких-то обязательств и тонны теории, и при этом почти с мгновенным результатом (семестр это мгновенно)».

--

Программа проводится при частичном финансировании из ежегодного дохода целевого капитала №8 для развития академической и научной карьеры в ЛФИ.